Слово «бюджет» происходит от старонормандского «bougette» – кошелёк, сумка, кожаный мешок, мешок с деньгами. В настоящее время термин утратил своё первоначальное значение, поскольку «бюджет» в современном понимании уже не обозначает «копилку» - физическую или счёт в банке, в которой хранятся средства.
Сегодня бюджет - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения функций государства и местного самоуправления. Так, например, бюджет Абанского района в самом простом понимании представляет собой перечень источников поступлений (доходная часть бюджета), перечень направлений расходования поступающих средств (расходная часть бюджета).
Если при формировании бюджета доходы бюджета превышают расходы, это значит, что бюджет сформирован с профицитом, если же наоборот – расходы превышают доходы, значит бюджет дефицитный.
Наличие дефицита бюджета не означает, что какие-либо из запланированных расходов не будут оплачены. Все принятые в бюджете обязательства должны быть исполнены, однако оплата некоторых расходов будет осуществлена не за счёт доходов, а за счёт источников финансирования дефицита бюджета. К таковым относятся: банковские и бюджетные кредиты (кредиты, полученные от других бюджетов), остатки средств на счёте бюджета (неиспользованные средства прошлого года) и иные источники. Размер дефицита бюджета жёстко ограничен Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Какие бывают бюджеты?
Бюджет Российской Федерации,
Бюджеты субъектов Российской Федерации,
Бюджеты муниципальных образований,
Бюджет муниципального образования можно сравнить с бюджетом семьи.
Основную долю в доходах районного бюджета составляют безвозмездные поступления – межбюджетные трансферты (средства), предоставляемые одним бюджетом другому. Доля безвозмездных поступлений в бюджет Абанского района в 2015-2017 годах составляет более 80,0 % общего объёма доходов.
Дотации предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования.
Субсидии предоставляются на поддержку реализации полномочий, исполнение которых закреплено за получателем субсидий. Субсидии обычно предоставляются на условиях софинансирования – это означает, что получатель субсидии должен за счёт собственных средств предусмотреть определённую долю финансирования (обычно от 1% до 10%) на те же цели.
Субвенции предоставляются на осуществление переданных полномочий, то есть полномочий, которые не закреплены за получателем субвенции. Например, полномочий переданных Законом края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по созданию и обеспечению деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав».
Иные межбюджетные трансферты предоставляются бюджетам поселений на выполнение полномочий, переданных районом в соответствии с заключенными соглашениями.
Остальная доля доходов бюджета муниципального образования «Абанский район» (17%) – налоговые и неналоговые доходы. В формировании этой доли бюджета участвуют граждане.
В укрупнённой группировке налоговые и неналоговые доходы можно представить в следующем виде:
Формирование расходов бюджета осуществляется с учетом основных целей бюджетной политики и основных направлений налоговой политики района.
Безусловный приоритет при формировании расходной части бюджета – это социальная сфера (образование, культура, здравоохранение, физическая культура и спорт, социальное обеспечение). Ежегодно на социальную сферу направляется около 80 % расходов.
В свою очередь расходы на социальную сферу выглядят следующим образом:
Основным показателем сбалансированности бюджета является наличие или отсутствие дефицита бюджета.
В случае наличия дефицита бюджета в качестве источников его финансирования могут выступать:
- кредиты кредитных организаций и бюджетные кредиты, предоставленные районному бюджету;
- изменение остатков средств на счетах по учёту средств бюджета в течение соответствующего финансового года;
- иные источники внутреннего финансирования дефицита.
На сегодняшний день общий объем муниципального долга районного бюджета состоит из объёма обязательств по муниципальным гарантиям, предоставленным районным бюджетом учреждениям и предприятиям района.