Упрощенный порядок регистрации прав на земельные участки и жилые дома

Дата:

 

С 01 июля 2022 года вступил в силу Федеральный закон №478-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесший изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении действие Земельного кодекса Российской Федерации»,  Федеральный закон от 13.05.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». 
Федеральным законом создан административный механизм оформления прав на объекты недвижимости, в отношении которых отсутствуют правоустанавливающие документы.
Основными ключевыми нормами Закона является:
1. До 31 марта 2031 года предусмотрена процедура упрощенного порядка предоставления бесплатно в собственность гражданам земельных участков, на которых расположены жилые дома, возведенные до 14 мая 1998 года.
Законом устанавливается перечень документов, необходимых для приобретения гражданами земельных участков, расположенных под такими жилыми домами.
2. Предоставленные гражданину до дня вступления в силу Земельного кодекса РФ на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненно наследуемого владения земельные участки считаются в силу закона предоставленными на праве собственности без ограничения вида их разрешенного использования и целевого назначения.
3. Предусмотрено право гражданина бесплатно в собственность оформить земельный участок, который находится в его пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (до 30 октября 2001 года) либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (до 30 октября 2001 года).
4. До 01 марта 2031 года продлен срок действия упрощенного порядка оформления гражданами своих прав на жилые или садовые дома, созданные на земельном участке, предназначенном для ведения садоводства, индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок.
Для оформления прав на дом, построенный до 14 мая 1998 года, гражданину потребуется подать в орган местного самоуправления заявление и один из определенных законом документов. Последующая регистрация права собственности на земельный участок и на жилой дом будет проводиться одновременно по заявлению органа местного самоуправления, предоставившего земельный участок. После регистрации прав, выписка из ЕГРН, подтверждающая право собственности, будет направлена правообладателю.

Образование земельного участка,  на котором расположен  жилой  дом, отвечающий вышеназванному требованию, из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы расположения земельного участка.
К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или о предоставлении такого земельного участка прилагаются:
1) схема расположения земельного участка (в случае, если земельный участок  подлежит  образованию);
2)  документ,  подтверждающий  полномочия представителя заявителя, в случае,  если  с заявлением  обращается его представитель;
3) документ, подтверждающий подключение (технологическое присоединение)  жилого дома к сетям инженерно-технического обеспечения и (или) документ подтверждающий  осуществление  оплаты  коммунальных услуг;
4) документ, который подтверждает проведение государственного технического учета и (или) технической инвентаризации жилого дома до 2 января 2013 года и из которого следует, что заявитель является правообладателем жилого дома либо заказчиком изготовления указанного документа  и  жилой дом  возведен до 14 мая 1998 года;
5) документ, подтверждающий предоставление либо передачу иным лицом земельного участка, в том числе, из которого образован испрашиваемый земельный участок, заявителю;
6) документ, подтверждающий регистрацию заявителя по месту жительства  в  жилом  доме до 14 мая 1998 года; 
7) выписка из по хозяйственной книги или из иного документа, в который содержится информация о жилом доме и его принадлежности заявителю;
8) документ, выданный заявителю нотариусом до 14 мая 1998 года в отношении жилого дома, подтверждающий права заявителя на него.
К заявлению о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, также прилагается технический план жилого дома, за исключением случая, если на момент направления указанного заявления в отношении жилого дома осуществлен государственный кадастровый учет. При наличии у заявителя этих документов дополнительное подтверждение, в том числе в судебном порядке, использования жилого дома заявителем не требуется.
Заявитель одновременно с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или о предоставлении такого земельного участка прилагает прилагает только тот документ, который у него имеется, или все имеющиеся у него документы. 
По всем возникающим вопросам необходимо обращаться в Районный отдел по управлению муниципальным имуществом администрации Абанского района каб.105, тел 22-3-29,22-6-12.

 

С уважением, 
начальник РОУМИ  Коспирович Ольга Васильевна